Вопросы и ответы

Как правильно начать глубокое изучение философии буддизма?

Геше Тинлей: Для того, чтобы изучать настоящую буддийскую философию, для начала очень важно как следует освоить учение Ламрим — об этапах пути к просветлению. Когда вы освоите Ламрим как базовое учение, на этой основе вы сможете продолжать изучение важнейших философских текстов, таких как Абхисамаяаланкара, Мадхьямика-аватара, Праманаварттика. Тогда эти тексты будут для вас очень полезны. В настоящее время еще не существует переводов этих текстов на русский и даже английский языки. Но у нас уже есть возможность изучать переводы труда ламы Цонкапы «Ламрим», и мы должны делать это очень усердно. Это вам очень поможет.

Какую буддийскую литературу Вы могли бы посоветовать для начинающего?

Геше Тинлей: Начинающим очень полезно читать книги Его Святейшества Далай-ламы, многие из которых уже переведены на русский язык. Также некоторые из моих книг специально предназначены для начинающих; в них изложены основы буддизма в легкой и доступной форме. Затем постарайтесь прочесть «Ламрим», знаменитый труд Чже Цонкапы в пяти томах. Он издан на русском языке.

Где и как мне найти Учителя, Духовного Наставника?

Геше Тинлей: Постарайтесь отыскать такого учителя, который укажет Вам безупречный путь. Сначала проверьте его учение на подлинность. Далее убедитесь, что он сам следует тем принципам, о которых учит. Смирение — очень важное качество достойного учителя. Так выбирайте себе Духовного Наставника, с учетом Вашей ситуации. Самое важное, чтобы Учитель в совершенстве знал Дхарму. Во-вторых, он должен быть немного усмирен. Третье важное качество наставника — это сострадание. То есть Учитель должен давать Учение из сострадания, а не из высокомерия или жажды славы. Такого Учителя можно смело принимать в качестве Духовного Наставника. В особенности я бы хотел подчеркнуть значение сострадания. Учитель, движимый состраданием, никогда не воспользуется Вами для осуществления своих целей. Я надеюсь, Вам удастся найти подлинного Учителя. Желаю Вам всего наилучшего!

Можно ли самостоятельно заниматься медитацией, или без Учителя это невозможно?

Геше Тинлей: Я всегда подчеркиваю, что не стоит торопиться приступать к медитации. Сначала читайте больше книг, старайтесь понять смысл прочитанного, тренируйте ум. В повседневной жизни старайтесь выработать правильный образ мышления — здоровые мысли, а нездоровые сведите к минимуму. Также очень важно в жизни придерживаться определенных принципов. Я это каждый раз повторяю. Очищайте негативную карму, накапливайте заслуги. И если для Вас это возможно, приезжайте на Байкал. 25-го июля на Байкале состоится ретрит. Мне сложно что-то объяснить в двух словах. Я могу лишь грубо очертить для Вас Путь. А на Байкале поживите со мной десять дней, послушайте Учение, тогда Вы поймете, что такое практика Дхармы.
Практика Дхармы — это не только медитация. Это не обхождения святых объектов и не чтение мантр. Просто читать мантры — это не практика Дхармы. Практика Дхармы — это укрощение ума, излечение болезни омрачений, обретение здорового ума. Когда Ваш ум здоров, все Ваши проблемы решены, все высокие реализации проявляются сами. А как этого добиться, в двух словах не опишешь. Поживите со мной десять дней, и тогда Вы немного поймете. Но даже после этих десяти дней Вы обретете лишь самое общее представления о том, какими средствами лечить свой ум. Это не просто. Даже чтобы объяснить, как вылечить Ваше тело, одного или двух слов не достаточно. Ведь у Вас так много органов и разнообразных недомоганий. А тело — очень сложный механизм. Поэтому, чтобы человеку стать доктором, необходимо учиться многие годы. Пару раз сходить в институт на лекции не достаточно. А ум наш устроен гораздо сложнее, чем тело. Поэтому в монастыре приходится учиться двадцать лет, чтобы стать настоящим доктором, способным вылечить болезнь омрачений.
Итак, для того, чтобы лечить болезни тела, пяти лет учебы не достаточно. Сначала необходимо получить базовое образование. Затем 6-7 лет провести в университете. Далее необходимо пройти разнообразные сложные курсы узкой специализации. Знания такого высокого уровня подобны тантре, которую можно сравнить со сложными тончайшими операциями на сердце, головном мозге и т.п. А если человек не имеет общего представления о том, что творится в его теле, как он сможет провести операцию на сердце? В России людей часто интересует медитация на ясный свет, учение по шести йогам Наропы. Но чтобы их практиковать, необходимо стать подобным хирургу высокого класса, проводящему операции на сердце. Вот какова практика тантры. Она не дается всем подряд, потому что нелегка и опасна. Так что сначала постарайтесь грубо представить механизм своего ума: каким образом возникают омрачения, почему они порождаются спонтанно, как нам суметь немного успокоить свой ум, слегка ослабить омрачения, а затем, как полностью их устранить одно за другим, как развить позитивные состояния ума. Поэтому существует множество уровней, на которых дается Учение.
Первое, что нам необходимо сделать — научиться очищать отпечатки негативной кармы. По аналогии с телом, я не берусь сразу лечить Ваши болезни, сначала мне нужно очистить Ваш организм от токсинов — одного из основных препятствий к Вашему выздоровлению. Далее, если я не позабочусь о нормализации Вашего давления и т.п., я не смогу Вас вылечить. В этом смысле отпечатки негативной кармы подобны токсинам в Вашем теле. Их необходимо вывести. Наряду с этим нужно начать принимать витамины. Заслуги можно сравнить с витаминами. Устранив токсины из Вашего организма и укрепив его витаминами, Вы можете начать думать, что и чем лечить.
В лечении очень важна систематичность. Вы не рассчитываете, что за день устраните все болезни и станете буддой. Это было бы не правильно. Вам нужна система, придерживаясь которой Вы будете продвигаться шаг за шагом. Затем в будущем, когда Вы научитесь использовать ясный свет — наитончайший ум, тогда для Вас будет реально за один миг устранить из ума все омрачения. Но в настоящий момент ясный свет у Вас проявиться не может. Ваш ум еще слишком слаб.
Поэтому мой совет — постарайтесь получить полное Учение по Ламриму. Один монгольский Геше говорил: «Я получал комментарий на Ламрим тридцать шесть раз, и только на тридцать шестой я точно понял его смысл. До этого мое понимание было очень грубым. А на тридцать шестой раз я очень точно понял, каким образом устроен мой ум, как бороться с омрачениями, развивать позитивные состояния ума». Поэтому в начале не существует практики Дхармы выше слушания Учения, осознания его смысла и способов применения. Во вторую очередь необходимо делать упор на обдумывании. А третий шаг — это медитация. Будда говорил: «Сначала слушайте, затем обдумывайте, далее медитируйте». Здесь важна последовательность. Будда не говорил: «Сначала медитируйте, затем обдумывайте, потом слушайте Учение». Это не верный порядок. Придерживайтесь правильной последовательности.

Буддизм и вегетарианство

Геше Тинлей: В буддизме действительно нет строгих запретов на употребление мяса, впрочем, это и не поощряется. Самое главное — мы не должны есть мясо животного, которое было убито нами, либо убито по нашему заказу, либо нам известно, что его убили для нас. За исключением этого, в тех ситуациях, когда мясо продается на рынке и доступно для всех, отказ от употребления этого мяса в пищу одним человеком мало что изменит. Тогда нет большого смысла в том, чтобы быть вегетарианцем. Если, например, мы утверждаем: «Если я не буду есть мясо, никто не будет погибать и живые существа будут в безопасности», то, по логике, если мы откажемся и от риса и овощей, никто не будет выращивать рис и овощи, и многие насекомые не погибнут. Если мы перестанем ходить, под нашими ногами перестанут погибать насекомые… Тогда получается, что нам вообще ничего нельзя делать.
Итак, самое главное — не причиняйте никому прямого вреда. Косвенный же вред мы пока не можем пресечь — в этом случае мы вообще не смогли бы ни пить, ни есть. Если мы будем использовать такую логику — «если я не буду что-то делать, живые существа не пострадают», то придется перестать и разговаривать, ведь если вы ничего не скажете, ваши слова никого и не обидят. Когда вы разговариваете, те или иные ваши слова неминуемо кого-то задевают. Что бы вы ни делали, кто-нибудь да пострадает от ваших действий. Поэтому сосредоточьтесь на том, чтобы никому не вредить намеренно — это гораздо важнее. Ведь что бы вы ни делали, некоторым людям ваши действия принесут радость, но другие будут ими недовольны. Даже Будда не мог всех сделать счастливыми…
Поэтому ваш ум должен стать гибким. В одних ситуациях быть вегетарианцем очень хорошо, в других — не очень. Когда в наличии есть мясо, но нет овощей, если вы будете настаивать на том, что вам нужны только вегетарианские блюда и ни что другое, люди будут стараться вырастить специально для вас рис и овощи, что повлечет за собой гибель большего числа живых существ — насекомых. Поэтому важно ориентироваться по ситуации, принимать любые обстоятельства, ни на чем особом не настаивая.
Кроме того, в буддизме не говорится, что употребление мяса не влечет за собой негативную карму. Несомненно, это негативная карма. Употребление любой пищи — негативная карма, потому что с этим связано отнятие у кого-то жизни. Поэтому следует есть с осознанием того, что вы выживаете за счет доброты тех или иных живых существ и с пожеланием того, чтобы в будущем вы могли жизнь за жизнью воздавать им за их доброту. Существует и особая мантра благословения мяса. Если вы едите с такой практикой, то создаете меньше негативной кармы.

Буддизм и другие религии

Геше Тинлей: Суть буддийского учения — это развитие ума. В буддизме говорится, что из-за того, что наш ум недостаточно развит, не укрощен, мы сами создаем свои страдания. До тех пор, пока мы не разовьем свой ум, не подчиним его себе, нас будут неотвязно преследовать страдания. Согласно буддийской теории, наше счастье и страдание — это творения нашего же сознания. Их не создает всемогущий Бог. Эта теория отличает буддизм от всех остальных религий.
Итак, все многообразие техник медитации, философских постулатов и нравственных норм в буддизме предназначено лишь для одной цели — для укрощения и развития нашего ума. Чем больше вы получаете таких учений и практикуете их, тем более развитым и дисциплинированным становится ваше сознание. А чем более развит ваш ум, тем больше у вас счастья и покоя. Основная цель буддийской практики — это полное освобождение ума от омрачений и полное осуществление его благого потенциала. Это конечная цель, и, как только вы достигнете такого состояния ума, вы достигнете просветления, которое иначе называется состоянием будды.
Что же объединяет буддизм с другими религиями? Это развитие доброго сердца. В христианстве, как и в буддизме, говорится о необходимости добросердечия и милосердия. Доброе сердце у всех одно. Не существует какого-то особого буддийского или христианского добросердечия. В буддизме развитию доброты уделяется очень большое внимание. Когда ваше сердце станет добрым, многие другие позитивные качества появятся у вас сами собой. С точки зрения буддизма, самый драгоценный вид доброты — это забота о других больше, чем о себе. В других религиях, кстати, о подобном настрое ума говорится гораздо меньше, поэтому это также отличительная черта буддизма. В буддизме говорится, что, как только вы породите в себе ум, заботящийся о других больше, чем о себе, у вас спонтанно появятся и все остальные достоинства — любовь, сострадание, и прочие. В буддизме очень подробно объясняется механизм развития в себе подобного настроя.
С точки зрения буддизма, все наши недостатки и негативные эмоции коренятся только в одном — в нашем себялюбии. В буддизме приводятся очень четкие и подробные доказательства того, что себялюбие — это корень всех наших омрачений, а также указывается метод устранения этого себялюбивого ума. Также в буддизме говорится, что себялюбивый ум основан на неведении. В этой связи в буддизме очень подробно излагается учение о пустоте. В других религиях нет таких подробных наставлений о пустоте, и в этом еще одно отличие буддизма от других религий.
Итак, в сущности каждая религия стремится помочь людям стать лучше, перестать причинять вред другим и начать вместо этого приносить пользу окружающим. Но в различных конфессиях существуют некоторые отличия в техниках и средствах достижения этих качеств. Я не настолько знаком с другими религиями, чтобы иметь четкое представление об их системах, и поэтому могу говорить только о буддизме.
Что касается количества основных религий в мире, то обычно считается, что существуют четыре основные религии — христианство, ислам, иудаизм и буддизм. От Вас я впервые слышу, что религий три — обычно признается четыре. Даже в России буддизм входит в число основных, официально признанных религий. В мире очень много стран, население которых почти целиком исповедует буддизм. Их гораздо больше, чем тех, где исповедуется иудаизм. И с точки зрения философии нет ни малейших оснований не включать буддизм в число основных религий.
Что касается Вашего вопроса о том, возможно ли одновременно быть буддистом и христианином, то я считаю, что это возможно.

Буддизм и наука

Геше Тинлей: Я очень уважаю науку и научные открытия — потому что эти открытия принадлежат не одному человеку, не двум. Это плоды коллективного труда тысяч и тысяч людей, плоды опыта многих поколений ученых. Основываясь на этих ценнейших знаниях, накапливаемых веками, нынешнее и последующие поколения смогут все более и более глубоко познавать реальность. Я очень близок к науке и, более того, убежден, что буддизм и наука должны дополнять друг друга. Например, если что-то четко доказано в науке, а буддизм об этом говорит довольно расплывчато, я выберу реальность. И сам Будда сказал: «Не принимайте мои слова из почтения ко мне; сперва проверьте их, как проверяют золото, когда его плавят, режут и трут». Если золото выдержит подобную проверку, значит, это чистое золото.
И буддизм, и наука в равной степени направлены на познание реальности. Чего мы хотим? Мы хотим открыть для себя истину, реальность. Будда сказал, что все мы страдаем в сансаре из-за того, что не можем познать реальность. Мы верим во внешнюю видимость вещей; она обманывает нас, и из-за этого у нас возникает множество омрачений. Если же мы проникнем глубже в природу вещей, увидим то, что скрывается за обманчивой внешней видимостью, негативные эмоции уже не смогут породиться в нашем уме, потому что мы ясно познаем, как феномены существуют на самом деле. Поэтому для более глубинного понимания буддийской философии научные познания очень важны. А буддийская философия, в свою очередь, крайне необходима для углубления научных познаний. Таким образом, философия и наука должны идти рука об руку.
Более того, научный подход в значительной степени основан на фактах и экспериментах. А буддизм во многом базируется на логическом анализе. Нам, буддистам, очень нужны факты и эксперименты, а науке необходима логика, которая сделает ее глубже. Без логики ученые не смогут изучать феномены, скрытые от их непосредственного зрительного восприятия, и будут вынуждены ограничить свои исследования лишь грубым материальным миром. Между тем, существует множество различных явлений и за его пределами.

Каковы основные принципы буддизма? Каковы понятия «я» и «личности» в буддизме?

Геше Тинлей: Основные принципы буддизма — это воззрение и поведение. Воззрение — это воззрение о взаимозависимом происхождении, а поведение — это ненасилие, непричинение вреда. Различают два уровня поведения в буддизме: первый — это непричинение вреда, а второй, более высокий — это, помимо непричинения вреда, стремление всеми силами оказать помощь живым существам. По какой причине мы не должны вредить другим? Причина этого — взаимозависимость всех явлений. В буддизме говорится, что, если ты вредишь другим, ты косвенно вредишь себе. Поэтому нельзя вредить другим. С другой стороны, теория взаимозависимого происхождения также гласит, что, если ты помогаешь другим, ты косвенно помогаешь себе. Почему? Потому что мы, опять же, зависим от других. Теория взаимозависимости может объясняться с разных точек зрения, например, с точки зрения кармы — закона причинно-следственной взаимосвязи. Еще один способ толкования — с точки зрения пустоты. Поскольку феномены существуют зависимо — зависят от различных факторов и от мысленного обозначения — они пусты от самобытия.
Что касается «я» или «личности», то в буддизме считается, что это лишь названия, присвоенные объектной основе — пяти психофизическим совокупностям. Поэтому в действительности «я» существует не так, как оно нами воспринимается. В буддизме отрицается атман — единое, постоянное и независимое «я». Подобного «я» не существует, «я» — это просто название, данное пяти скандхам. Таковы основные принципы буддизма.

В чём смысл жизни?

Геше Тинлей:  Буддизм говорит, что смысл Вашей жизни состоит в том, чтобы сделать её значимой для других. Что это означает? Для того чтобы сделать Вашу жизнь значимой для Вас и других, Вы должны заниматься духовным развитием. Когда Вы достигнете высокого уровня духовного и умственного развития, Ваша жизнь станет значимой для Вас и очень конструктивной. И также Вы будете способны помогать другим людям. Если говорить очень просто, смысл жизни заключается в том, чтобы сделать Ваш ум лучше: более добрым, мягким, более конструктивным, более полезным.

Чем различаются заслуги и карма? Являются ли они аспектами одного целого?

Геше Тинлей: Карма в целом делится на позитивную и негативную. Позитивная карма делится на загрязненную и незагрязненную карму. Также позитивная карма делится на добродетельную карму и неколебимую карму. Заслуги как раз и относятся к категории добродетельной кармы. А добродетельная карма — это кармический отпечаток, который приносит благие результаты в будущих жизнях, будь то благоприятное рождение или что-либо еще. Неколебимая карма — это карма, приводящая к рождению на различных уровнях сосредоточения, или дхьянах. В общем, Вы должны понимать, что карма и заслуги — это не тождественные понятия. Заслуги являются лишь одной из категорий кармы, то есть, относятся к добродетельной карме.

 

Как попасть на ваши лекции и сколько это стоит?

Геше Тинлей: За свои учения я не беру денег. Как попасть на лекции – смотрите мой сайт, где есть информация о программе учений.

 

Разработка сайта mikeblog.ru